Шины-колеса

Калькулятор
Honda
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Сход-развал


ДИСКИ


    Технология изготовления дисков колес в последние годы претерпела значительные изменения. Раньше диски штамповали из стального листа. Затем для их изготовления стали использовать алюминиевые и магнитные сплавы, но коррозионная стойкость последних оказалась неудовлетворительной, и они не выдержали конкуренции. Известны также попытки изготовления колес из прочных пластмасс, но они пока не получили широкого распространения. Таким образом, алюминиевые сплавы заняли лидирующее положение среди материалов, использующихся для изготовления дисков автомобильных колес.
    Отметим некоторые преимущества дисков из алюминиевых сплавов.
Алюминий значительно легче стали и, следовательно, алюминиевые диски снижают так называемую неподрессоренную массу автомобиля. Отношение подрессоренной массы автомобиля к неподрессоренной увеличивается, что улучшает плавность хода. Колесо небольшого веса не "пробьет" мягкую подвеску автомобиля при больших неровностях дороги. Легкое колесо обладает меньшей инерционностью, а это улучшает устойчивость и управляемость автомобиля. Легкое колесо увеличивает срок службы узлов и сочленений подвески. Алюминиевый диск легче защитить от электрохимической коррозии металла, чем стальной. Существуют всевозможные анодные покрытия, высокопрочные лаки на гальванической подложке.
    Для изготовления алюминиевых дисков применяют два принципиально разных технологических процесса. Первый, наиболее распространенный - литье, обеспечивающее высокое качество изделия, отсутствие пор и раковин в металле. Литые диски проходят стопроцентный рентгеновский контроль, гарантирующий отсутствие брака готовой продукции. Литье почти не дает отходов, а это снижает себестоимость продукции. Недостаток литья заключается в том, что изделие обладает так называемой свободной, ненаправленной кристаллической структурой. Это вынуждает конструкторов делать стенки дисков достаточно толстыми для обеспечения требуемой механической прочности. 

    Второй способ - горячая штамповка (ковка). Этим способом достигается наивысшая прочность, поскольку структура металла становится волокнистой, а направление этих волокон - изначально заданным. Такая технология позволяет уменьшать толщину стенок дисков примерно на 20% по сравнению с литыми. Недостаток штамповки - большой процент отходов, что увеличивает цену изделия.
    Соотношение весовых показателей таково: литой диск в 1,3-1,5 раза легче обычного стального, а штампованный, в свою очередь, литого. Однако, разница в ценах такова, что литые диски на сегодня представляются наиболее разумным компромиссом.

ШИНЫ

    Приведем необходимый минимум сведений о типах и маркировке этих изделий. Существуют два типа шин: диагональные и радиальные. Поскольку диагональные шины в цивилизованном мире уже давно не используются, то речь пойдет о радиальных шинах.
    В Европе эксплуатируются преимущественно бескамерные шины. Однако, для стран Азии, Латинской Америки и СHГ многие компании продолжают выпускать шины наиболее распространенных типов с камерами. Причем, последние обычно имеют обозначения "TUBE" (камера), "TUBE TYPE", "TT" или "MIT SCHLAUCH", но могут быть и без них. Бескамерные шины должны иметь обозначение "TUBELESS", "TL" или "SCHLAUCHLOS". Колеса с такими шинами более легкие, менее инерционные, что улучшает устойчивость и управляемость автомобиля.
    В обозначении покрышки размером 175/70R13 80S первые три цифры указывают условную ширину профиля шины - 175 мм; две цифры после дроби - индекс (серия) низкопpофильности, означающий отношение высоты профиля к его ширине в процентах; буква R - радиальная; число 13 - посадочный диаметр колеса в дюймах; число 80 - индекс грузоподъемности, соответствующий в данном случае 450 кг; буква S - индекс допустимой скорости (180 км/ч). Если нет дроби и индекса низкопрофильности, то отношение высоты профиля к ширине - 80-82%.  Усиленные шины обозначают дополнительно REINFORCED. Они более жесткие, рассчитаны на повышенное внутреннее давление и применяются на универсалах или пикапах малой грузоподъемности на базе легковых машин. Их смело можно использовать на обычных машинах с тем же самым внутренним давлением.
    Шины для легких грузовиков, еще более усиленные, после обозначения размера имеют индекс "С" - коммерческий транспорт. Кроме того, у таких шин дробный индекс грузоподъемности, обозначающий нагрузку на одиночную и сдвоенную шину. Эти шины рассчитаны на внутреннее давление 3,0-5,5 кГ/кв.см, слишком жесткие и потому малопригодны для легковых автомашин.            Пример обозначения такой шины: 165R14C 93/91N.
Шины для полнопpиводных внедорожных машин различаются не только специфическими размерами, но и сильно разветвленным протектором, обеспечивающим повышенные сцепные качества при движении по грунтовым дорогам. Многие из них имеют индекс M+S - для снега и грязи. Если к тому же добавлена буква Е, то такие шины предназначены для установки шипов.
Приведем некоторые примеры соответствия допустимой нагрузки индексам грузоподъемности.

Индекс грузоподъемности 60 65 70 72 75 76 78 80 82 84 85 88 93 95
Допустимая нагрузка, кг 250 290 335 355 387 400 425 450 475 500 515 560 650 690

Соответствие предельной скорости, на которую рассчитана шина, индексу допустимой скорости приведено в следующей таблице.

Индекс скоpости L M N P Q R S T U H V W Z
предельная скорость, км/ч 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 270 >

    Импортные шины для легковых автомобилей обычно имеют индекс допустимой скорости не ниже Q.
В настоящее время для автомобилей используются шины с индексами низкопрофильности 60, 55, 50, 45, 40, 35 с посадочными диаметрами колеса 14, 15, 16, 17 и даже 18 дюймов. Эти шины выпускаются только в бескамерном варианте и предназначены для скоростных машин и очень хороших дорог.
Кроме того, на шине указываются максимальная нагрузка "MAXIMUM LOAD" и максимальное давление "MAXIMUM PRESSURE". Это предельные показатели, на которые рассчитаны шины. Чтобы правильно подобрать шину, необходимо знать массу, приходящуюся на колесо. Обычно это половина от массы, приходящейся на ось при полной нагрузке (указывается в технической характеристике).
Описание конструкции шины содержит информацию о количестве слоев протектора, борта и их материале в сокращенном виде 4PR (4слоя) или в развернутом виде:
TREAD:4PLIES(2PLIES RAYON + 2PLIES STEEL)
SIDEWALL:2PLIES RAYON.
    Для легковых автомобилей годятся только 4-слойные покрышки. Для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов требуются 6-ти или 8-слойные.
Выпускаются также колеса, предназначенные исключительно для того, чтобы доехать до ближайшего автосервиса - "компактные запаски". Они имеют надпись "TEMPORARY USE ONLY" и указание максимально допустимой скорости (обычно - 50 км/ч).
Американские шины могут иметь следующие маркировки.
EURO-METRIC - это рассмотренная нами европейская маркировка.
P- METRIC - наиболее распространенная в Америке. Размер шины в ней указывается аналогично европейскому, но перед ним обязательно будет стоять указание назначения шины.
"Р" (PASSENGER) - только для пассажирских автомобилей.
"LT" (LIGHT TRUCK) - для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов.
"T" (TEMPORARY) - для "компактного" запасного колеса.
"LTP" (LIGHT TRUCK PERSONAL) - для легких грузовиков только для персонального пользования.
ALPHA-METRIC - маркировка, которая была распространена до 70-х годов. Например, в обозначении FR60-15: F - индекс грузоподъемности, R - радиальная конструкция, 60 - отношение высоты профиля к ширине в %, 15 - посадочный диаметр в дюймах.
Специальное обозначение для шин легких грузовиков и фургонов - 31 х 10.50 R 15 LT. Где, 31- наружный диаметр колеса в дюймах, 10.50- ширина поперечного сечения шины в дюймах, R - радиальная конструкция, 15 - посадочный диаметр в дюймах, LT - для легких грузовиков.
Помимо обозначения размера на шине обязательно должен быть серийный номер Департамента транспорта (DOT) - код, содержащий данные о производителе, дате и месте изготовления шины. Последние три цифры кода указывают на неделю и год изготовления (последняя цифра). Например, 094 означает, что покрышка изготовлена в 09 неделю 1994 г.
Описание конструкции шины содержит информацию о количестве слоев протектора (TREAD PLIES), боpта (SIDEWALL PLIES) и их материале. Встречается пятислойная резина (2 слоя полиэстера + 2 слоя металлокорда + 1 слой нейлона).
Максимальная нагрузка и максимальное давление имеют то же значение, что и для европейских шин. Могут встретиться обозначения "LBS"- в фунтах и "PSI" - в фунтах на квадратный дюйм.
Кроме того, на борту шины будут нанесены индекс износостойкости (TREAD WEAR INDEX), индекс сцепных свойств (TRACTION INDEX) и температурный индекс (TEMPERATURE INDEX). Значения эти характеризуют специфические свойства шины, например, способность рассеивать тепло, сцепные свойства на мокром покрытии и т.п. Поскольку каждый производитель использует собственные методы испытаний, эти цифpы имеют скоpее теоретическое, чем практическое значение. При подборе шин необходимо учитывать их назначение, размеры колеса, грузоподъемность, требуемое внутреннее давление.
Жесткая конкуренция заставляет производителей идти по пути создания как универсальных, так и узкоспециализированных по назначению шин.
Наряду со всесезонными шинами появились специальные "осенние", рассчитанные на езду по мокрым дорогам, множество вариантов зимних покрышек, в том числе с шипами.
В некоторых странах Западной Европы (Германии, Швейцарии и других) использование шипованной резины запрещено. Исключение составляют лишь высокогорные pайоны. Причины такого решения следующие: на чистом асфальте или брусчатке сцепление с трассой у шипованных покрышек намного хуже, чем у обычных; шипы увеличивают износ дорожного покрытия, особенно на больших скоростях; нельзя исключать вероятность того, что при движении на большой скорости шип может вылететь и это приведет к несчастному случаю. В странах Скандинавии, наоборот с 1 ноября каждого года все водители в обязательном порядке должны установить шипованные покрышки.
    Испытания, проведенные в Швеции, дали следующие результаты. Тормозной путь автомобиля, укомплектованного зимними покрышками без шипов в 1,2 pаза, а с шипами - в 1,8 раза меньше, чем при применении летних покрышек.
    Шипованную резину необходимо устанавливать на все четыре колеса, в противном случае машина может стать неуправляемой при ускорении, торможении и особенно на поворотах. Оптимальная длина той части шипа, которая находится над поверхностью покрышки, должна составлять 1-1,5 мм. Наиболее распространенной является 4-pядная система шиповки - по 2 ряда на каждом краю, однако, есть и 8-pядные модели. В некоторых странах существует лимит на количество шипов (в Норвегии - 106-109). Обычно устанавливают 80-120 шипов на колесо.
    Для неустойчивого балтийского климата шипованные покрышки применять не рекомендуется, лучше укомплектовать автомобиль зимней резиной без шипов. У нее меньший вес, пониженное сопротивление при движении, и, кроме того, отсутствует шум, характерный для шипованной резины. Настоящая зимняя покрышка без шипов ведет себя на скользкой дороге ничуть не хуже шипованной. Можно порекомендовать покрышки GOOD YEAR ULTRA GRIP 3, MICHELIN XM + S 100 или более дешевые BARUM OR 54.

Copyright (c) 1996-1997 Mike L. Rogalsky

Copyright © 1999...2006 Олег Ямщиков. Перепечатка без ссылки на автора и сайт запрещена.
Обновлено: марта 29, 2006.
Пожалуйста, присылайте замечания и предложения мне